
Памятка по
профилактике дистанционных мошенничеств в отношении граждан
Можно
выделить пять способов, которые наиболее часто используют преступники.
1.
Звонок о несанкционированном списании
или блокировке банковской карты.
В
этом случае звонят чаще с абонентских номеров, которые начинаются с «8800»,
«495», «499». Во время разговора мошенники представляются сотрудниками службы
безопасности банка или несуществующего «центра мониторинга банковских карт» и
сообщают, что произошел сбой системы или снятие денег.
В
этом случае нельзя сообщать собеседнику номер карты, срок окончания ее действия
и трехзначный CVV-код,
расположенный на оборотной стороне карты. Именно эти данные, а также
поступающие на номер телефона потерпевшего СМС-коды, позволяют мошенникам через
интернет-приложение банка получать доступ к счетам и совершать переводы
денежных средств.
2.
Заказ на сайтах и в социальных сетях
какого-либо товара по низкой цене.
Мошенники
предлагают товары по низким ценам. Если жертва преступников
внесла
предоплату, посылка вовсе не приходит.
Приобретая
товары в сети, необходимо использовать только проверенные интернет-магазины.
Перед заказом необходимо проверить информацию о продавце. Пострадавшие от
действий мошенников люди часто публикуют информацию о том, что сайт или группа
по продаже товаров в соцсети являются мошенническими. Особую настороженность
должен вызывать продавец, требующий 100% предоплату. Эти меры необходимо
соблюдать и во время покупки авиабилетов с использованием сети Интернет.
3. Сайты
объявлений (avito.ru, youla.ru и т.д.)
Цена может показаться очень низкой. Этим
и планируют воспользоваться мошенники. Покупателя попросят внести предоплату,
мотивируя высоким спросом на товар. После внесения суммы на счет злоумышленник
отключает телефон или тянет время, а объявление с сайта удаляется.
Жертвой мошенников может стать, и
пользователь сайга объявлений, самостоятельно разместивший товар для продажи. В
ответ на публикацию звонят неизвестные и представляются покупателями. Мошенник
пытается выстроить доверительные отношения с потенциальной жертвой, поэтому сообщает
о готовности внести предоплату. Для этого «покупатели» просят сообщить
конфиденциальную информацию банковской карты продавца и поступающие СМС-коды.
Получив данные, преступники подключаются к счету банковской карты через
интернет-приложение банка и выводят средства со счета. Чаще всего мошенники
используют номера других регионов.
4. Сайты и мобильные приложения знакомств.
Мошенники ведут переписку с подложной
страницы. Во время диалога потенциальную жертву просят перевести деньги на счет
телефона, заплатить за интернет, сходить вместе в кинотеатр. При этом
злоумышленники отправляют ссылку на оплату, а потерпевшие вводят персональные
данные своей банковской карты. В результате деньги списываются, профиль жертвы
блокируется. Предложите собеседнику вариант оплаты наличными или при встрече на
месте.
5. Звонки с «подменных» номеров.
Мошенники звонят с номеров, закрепленных
за государственными органами, и сообщают о поимке киберпреступников. Далее
просят сообщить номер карты, срок окончания ее действия и трехзначный код,
расположенный на оборотной стороне. Мошенники обещают проверить не оказался ли
человек жертвой преступления и вернуть средства.
Злоумышленники звонят с номеров,
принадлежащих популярным агрегаторам различных услуг. В этом случае жертве
предлагается подключить какие-либо услуги, для чего просят сообщить реквизиты
карты и СМС-код. Мошенник через мобильное приложение банка получает доступ к
счетам и может совершать переводы денежных средств на другие счета.
Для того чтобы избежать мошеннических действий необходимо
знать:
1)
никогда и никому не сообщайте пин-код
банковской карты, пароль от мобильного и интернет-банка, трехзначный код на
обороте карты, коды из СМС;
2)
сотрудники банков никогда не запрашивают
информацию о банковской карте. Любой подобный звонок, даже если он совершается
с номера, схожего с официальным номером банка, дело рук мошенников;
3)
если вам звонят и сообщают о каких-то
проблемах с вашим счетом, положите трубку, сами наберите номер телефона банка,
который указан на обороте карты, и выясните все ли в порядке с вашими деньгами;
4)
совершая покупки или продажи в
Интернете, на сайтах с бесплатными объявлениями или в интернет-магазинах,
будьте осторожны. Не сообщайте лишние данные. Для перевода денег достаточно
номера телефона или номера карты;
5)
не переходите по ссылкам в сообщениях от
незнакомых людей, которые пришли к вам по почте, в соцсетях или в СМС;
6)
знакомый в социальных сетях просит
перевести ему деньги? Обязательно перезвоните человеку, от лица которого
поступает просьба. Его аккаунт может быть взломан;
7)
не устанавливайте на мобильные телефоны
и компьютеры приложения из непроверенных источников. Есть программы,
позволяющие удаленно управлять вашим телефоном или компьютером. Используйте
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
8)
поступил звонок, что ваш родственник
попал в беду и для решения проблемы срочно требуются деньги? Не паникуйте!
Положите трубку и перезвоните родственнику. На самом деле с ним все в порядке.
Помните! Попытка дать взятку - преступление;
В любой
ситуации сохраняйте бдительность и критическое мышление!
Не
позволяйте мошенникам обманывать Вас! 
|