

Территория муниципального
образования «Северодвинск», в который входят близлежащие поселения, составляет
119 349 га. Площадь самого города - 12 051 га.
Географические координаты: 64°
34' с.ш., 39° 49' в.д.
Численность постоянного населения
муниципального образования «Северодвинск» на 1 января 2017 года составила 185,1
тыс. человек: из них 184,0 тыс. человек - жители города Северодвинска; 1,1 тыс.
человек проживают в сельской местности.
В среднегодовом исчислении численность
трудовых ресурсов Северодвинска в 2016 году составила 112,9 тыс. человек, из
них в экономике города занято 89,0 тыс. человек (48% общей численности
постоянного населения).
Ведущей отраслью экономики
Северодвинска является судостроение и судоремонт. Основу экономического
потенциала составляют АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», АО «СПО «Арктика» на
базе которых создан Северный центр судостроения и судоремонта Объединенной
судостроительной корпорации. На судостроительных предприятиях трудится 38,8
тыс. человек (44% занятого в экономике населения города). Доля судостроения в
объемах промышленной продукции Архангельской области около 25%. В Северодвинске
развито производство пищевых продуктов, производство строительных материалов,
мебельное производство, издательская и полиграфическая деятельность.
Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский Храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,
Там вырос город Корабелов -
И с морем он неразделим -
С одним на всех нелёгким делом,
На всех Отечеством одним.
Припев:
Город родной,
Мир и покой,
Бог и Святой
Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной
Гордый
отеческий край.
И моря хмурые седины
Не властны над твоей судьбой.
Суровый берег, но любимый,
Навеки связаны с тобой.
Ещё на суше и на море
Нас ждут великие дела.
Доколе море с ветром спорит,
Доколе Родина жива.
Припев.
Геральдическое описание герба г.
Северодвинска:
«В серебряном поле над лазоревой
(синей, голубой) волнистой оконечностью - червленый (красный) цветок шиповника,
украшенный посередине серебром».
Допускается воспроизведение герба в черно-белом варианте, а также стилизованное его изображение, не искажающее знаково-символическое содержание герба. Герб города Северодвинска утвержден в соответствии с решением X сессии городского Совета народных депутатов XXI созыва от 10.03.1993 года
В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь – каменные строения XVII века.
Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. В 1553 году к его причалу пристал корабль английского мореплавателя Ричарда Ченслера. И вплоть до возникновения города Архангельска (1584 г.) у стен Николо-Корельского монастыря действовал первый торговый порт России. К началу XX века древняя обитель утратила былое величие, а после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.
Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе «Иван Каляев» в июле 1936 года. За четыре месяца была построена железнодорожная магистраль до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году поселок был преобразован в город Молотовск (в 1957 году переименован в Северодвинск.
В 1939 году на заводе № 402 (с 1959 года – Севмаш) был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны кораблестроительная программа была приостановлена. Из 40 тысяч жителей города 14 тысяч человек ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота, ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях. В годы войны было отремонтировано 139 кораблей и судов. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки лендлиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн. тонн военных грузов.
В первые послевоенные годы завод № 402 продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок. В 1955 году заводу было поручено важное государственное задание – создание первой отечественной подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны. К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира. Выполняя программу создания атомного подводного флота, Северодвинск до 1992 года имел статус закрытого территориального образования.