Образовательные стандарты и требования
ФГОС
дошкольного образования разработан и утверждён впервые в российской истории в
соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Предметом
регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования
между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной
программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную
деятельность.
При разработке
Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на
разных этапах её реализации.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с
учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные
принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и
самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации
(обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями.
Стандарт
утверждает основные принципы дошкольного образования: содействия и
сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с
людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных
интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные
виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Стандарт преследует
следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого
ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение
государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства
образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт
решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания
образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования,
возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
Стандарт
устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к
структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к
психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к
предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы,
представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Федеральных государственных требований в области дошкольного образования не разработано. Других образовательных стандартов и самостоятельно установленных требований в образовательной организации не применяется.
|